:жизнь, по самому своему существу, есть не неподвижное пребывание в себе, самодовлеющий покой, а делание чего-то или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела или стремления, мы испытываем, как мучительно-тоскливое состояние пустоты и неудовлетворенности.'
Человечество привыкает скучать. Оно растёт, прогрессирует, насыщает свои потребности и упивается возможностью всё чаще надевать скучающую маску. Именно возможностью, поскольку таковая предоставляется далеко не всем. Много ли на улицах изнывающих от скуки бедняков? Или, может быть, много скучающих шахтеров, или грузчиков в порту? Нет, и причины этому очевидны. Их разум направлен на удовлетворение элементарных потребностей: еда, теплая одежда для себя и для близких, здоровый сон. Большую часть времени они уделяют именно этому.
Скука же приходит тогда, когда насыщение первичных потребностей уже не является проблемой первостепенной важности. Перед человеком встают качественно более сложные вопросы; от простых, чисто физических задач, он волей не волей переходит к метафизическим дилеммам, многие из которых не поддались тысячелетним усилиям лучших умов человечества. Наступает кризис освобожденного разума. Людям уже не надо бороться за существование, но ещё не понятно за что они боролись. Разум наделён огромным количеством всевозможных атрибутов. Одни из них открывают перед человеком необозримые просторы, другие, на первый взгляд, ограничивают его возможности и подавляют стремления. Скука - неотъемлемое качество разумной жизни. Животные не скучают: для них состояние покоя - наивысшее благо. Они потребляют ровно столько, сколько им необходимо. Но человек вышёл из животного мира. По удовлетворению основных инстинктов, он переходит к излишнему потреблению, но очень скоро осознает, что не может утолить внутренний голод, причина которого кроется не в теле, а в сознании. Ибо помимо животных, физических потребностей существуют чисто человеческие, 'разумные'. Среди них - потребность в познании и самореализации. Скука же является тем рычагом, который подвигает человека на её удовлетворение. Скука - это форма ментального голода, средством утоления которого является активная деятельность, познавательная и преобразовательная.
Безусловно, следует оговориться, что любые стремления могут быть реализованы, а предела познанию не существует, что вызывает в свою очередь некоторые сомнения в целесообразности описанного. Но, в то же время, такая деятельность представляется единственным способом избежать экзистенциальной капитуляции в её пассивной (лень) или активной (самоубийство) формах. Человеческое существование во всем многообразии его проявлений представляется постоянной борьбой с забвением. Под этим не следует понимать девиантное всеподавляющее стремление увековечить себя. Забвение здесь не со стороны людей, а со стороны самого субъекта существования. Именно он должен доказать (и прежде всего себе) что имеет право находиться в этом мире, что он не просто 'коптит небо', а чего-то стоит. В противном случае ему не избежать извечного человеческого чувства разрушающей неудовлетворённости. И чем дальше стоит человек на подобном пути, тем всё с большей очевидностью представляется ему это положение. В то же время, такие стремления не стоит абсолютизировать, ибо постоянное напряжение и следующая за ним душевная усталость способны разрушить шаткий баланс самооценки и самореализации. В связи с этим человечество и выработало такой защитный рефлекс, как скука. В подавляющем большинстве случаев человек зарабатывает себе на жизнь. Своё время отдыха он старается организовать оптимальным образом для восстановления затраченных сил. Но в тот момент, когда необходимый период физической и эмоциональной рекреации уже пройден, человеку становится скучно. Это не хорошо и не плохо - это естественно.