Кому-то этот вопрос может показаться праздным, но занялась я им не просто так, а «по нужде». Встречаясь с родителями, приводящими детей на занятия, заметила, что нередко причиной обращения их к психологу является не только проблема ребенка или помощь ему в развитии, а и собственные затруднения, провоцирующие недопонимание с чадом, желание сделать его «удобным» для себя.

Коллега рассказала как-то о запомнившемся ей визите мамы без сына, оставленного дома. Эта мама долго жаловалась на то, что ребенок «не дает ей жить» и умоляла научить, что с ним делать.

Коллега, выслушав, сказала:
- Заприте его в чулан.
Дама тут же возмутилась:
- Как - в чулан? Зачем?!
- Но вы же считаете, что он вам мешает. Посадите под замок - не будет мешать.
- Да что это такое! Я к вам за помощью, а вы...
- Тогда давайте говорить о том, чего вы хотите: от ребенка, для ребенка, для вас обоих, для себя.

Бывает, что родители, не замечая того, тормозят развитие своих любимых деточек, прежде всего, в творческом плане, обставляя повседневность частоколом правил, требований и запретов. Речь не о культивировании вседозволенности, а о разумном сочетании «нельзя» с «можно» и «нужно».

Кстати, в юности мне встретилась одна мудрая бабушка, поведавшая о народной традиции воспитания младенца, «пока поперек кровати лежит» как раз на примере именно этих трех понятий. Она сказала, что лучше всего малыш усваивает их в возрасте 5-6 месяцев, а уж к году должен «впитать» целиком. Я потом убедилась сама. Моя полугодовалая дочка полюбила ковырять пуговицы на диване, да так ловко, что они начали отрываться. На спокойное, но твердое «нельзя» она реагировала горьким плачем: сидела над желанной пуговицей, глядела на нее и ревела, но не трогала. А я давала ей другой предмет и переключала внимание.

Вы скажете, что это пример в пользу запрета шалостей? А вот и нет, - это о базовых устоях. А шалости детям просто необходимы, и в этом мнении я не одинока. Но, опрашивая родителей, заметила, что на вопрос, приведенный в заголовке статьи, они довольно часто предпочитают уклончивые ответы, пространные рассуждения вроде «ну, это смотря когда и как...» либо категоричное «нет». И приводят множество назидательных примеров. Я и сама их знаю, например, такой.

Однажды в троллейбусе увидела женщину со странным ребенком: его голова необычных размеров и формы была укутана одеялом, из-под которого доносились глухие подвывания. Оказалось, мальчишечка надел на голову горшок из отцовой коллекции (очень ценный), который невозможно было снять, и теперь едет в больницу.

Смех и грех! Но подумайте: если ребенок любит шалить (не обольщайтесь мыслью, что именно ваш - не любит), то почему бы не заняться этим вместе? Детке понравится гораздо больше: побороться с папой, покидаться подушками с мамой, - с хохотом, шутками, безудержным весельем. Или строить смешные рожицы друг другу, говорить на «тарабарском языке».

Да много чего можно придумать, не говоря уже о повторении родителями собственных детских опытов безобидного шаловства! Это станет хорошей психологической разгрузкой для всех, а не только для детской части семейства, улучшит взаимопонимание и близость его членов, снизит потребность ребенка в озорстве «без свидетелей».

Единственная тонкость - выход из таких «веселых минуток». Он может быть плавным (например, мама падает на диван, притягивает к себе сына/дочку, целует и поглаживает, постепенно переходя с активных движений на более медленные, успокаивающие) или резким (папа восклицает, обращаясь к жене и детям: «Мы же книжку вчера не дочитали! А я и запамятовал, на чем остановились...»).

Дорогие родители,
время от времени «впадайте в детство» вместе со своими юными потомками, - это несомненное удовольствие, мудрый педагогический шаг и тонкий инструмент семейной психологии!